Главная
>
Статьи
>
Слушаемся маму, пучим глаза на самурая с гитарой, снисходительно похлопываем дебютантов по плечу и слушаем своё, родное

Слушаемся маму, пучим глаза на самурая с гитарой, снисходительно похлопываем дебютантов по плечу и слушаем своё, родное

10.08.2004
1

Patti Smith
«Trampin’»
2004, Columbia

Патти Смит – великая женщина. Поэтесса, художница, мама почти всего панк-рока – это лишь небольшая часть ее заслуг. Как и положено любому настоящему Поэту, когда наступают смутные времена, Патти просто не может молчать – и вот результат, альбом “Trampin’”, первый после четырехлетней паузы. Мощный, горячий и страстный альбом, наполненный болью и негодованием, яростью и надеждой. «Просыпайтесь ото сна!»,- гремит голос Патти посреди бушующего гитарного шторма девятиминутной “Gandhi”, и становится ясно, что этой женщине совсем не все равно, что происходит с миром вокруг. Проверенная временем группа Патти облекает ее песни в любую требуемую форму – будь то грязноватые гаражные номера или неторопливые, с легким привкусом кантри баллады. Из последних особенно хороша посвященная дочери “Cartwheels” и закрывающая альбом на возвышенной, почти что религиозной ноте “Trampin’”. А как раз перед ней прячется главный бриллиант альбома – 12-минутная “Radio Baghdad”. Сдержанный поначалу монолог Патти о Багдаде постепенно становится все более яростным, а музыканты создают вокруг ее голоса клокочущие водовороты звука. Мощная и пугающая вещь – когда ближе к финалу Патти начинает выкрикивать “Run! Run! Run!”, мурашки ползут по коже. Через два года Патти исполнится 60, но, судя по “Trampin’”, она пока не собирается на пенсию. Ей ещё есть, что нам сказать – и мы готовы внимать ей.

Tomoyasu Hotei
«Electric Samurai (Noble Savage)»
2004, East Records

У себя в Японии Томойясу Хотеи, что позирует на обложке в экстравагантном костюме с гитарой наперевес – чуть ли не музыкант номер один; гитарист, мультиинструменталист, актер, продюсер, и просто любимец женщин и детей. За пределами Японии он был практически неизвестен, пока в голубом вертолете не прилетел вдруг волшебник по имени Квентин Тарантино и не всунул композицию Хотеи “Battle Without Honor and Humanity” в саундтрек к первой части «Убить Билла», хоть она и была написана для совсем другого фильма. И так дивно шагала по коридору Люси Лиу со своими помощниками-самураями под эту вещь, что всем тут же стало интересно – а кто он таков, этот Томойясу Хотеи? И вот, пожалуйста, получите коллекцию под названием «Электрический самурай» - созданный специально для продажи на Западе сборник самых разных инструменталов в исполнении Хотеи. От целых трех версий все той же “Battle Without Honor Or Humanity” до кавер-версии “Immigrant Song” монстров рока Led Zeppelin. Рецепт везде один и тот же – громыхающие электронные биты, гитарные риффы, искаженные различными эффектами, да завывающие пространные запилы, от которых в голову приходят имена вроде Стива Вая или Виктора Зинчука. В “Katana Groove” и “Believe Me, I’m a Liar” вдруг появляется легкий привкус фанка, а “Dark Wind” и “Howling” пробивают на слезу. В целом всё это электронно-гитарное музицирование довольно быстро приедается. Как сборник потенциальных музыкальных тем к фильмам разных жанров, от шпионских боевиков до фильмов ужасов, «Электрический самурай» весьма хорош. Как альбом для самостоятельно слушания же – так себе.

P.S. А бессмертная “Immigrant Song” звучит по-прежнему прекрасно, даже превращенная в электрифицированный трэш.

Deepest Blue
«Late September»
2004, Ministry Of Sound

Участники дуэта Deepest Blue могут похвастаться опытом сотрудничества с такими известными музыкантами, как Скин (бывшая вокалистка Skunk Anansie, занявшаяся сольной карьерой) или Massive Attack. Вот только не очень заметно, чтобы этот опыт хоть как-то отразился на их собственной музыке – потому что, судя по их дебютному альбому “Late september”, больше всего ребята хотели бы быть группой A-Ha. Намерение, в принципе, благородное, если бы не тот факт, что группа A-Ha уже существует. В этом единственный, но очень важный недостаток Deepest Blue – их музыка весьма приятна, но насквозь вторична. Парни играют легкие, незамысловатые и слегка грустные поп-песенки под гитару, приправленные легкими вкраплениями электроники. Время от времени Deepest Blue позволяют себе небольшие вариации – в “Give It Away” появляется ненавязчивый танцевальный ритм, “Can’t Believe” качается на волнах теплого гитарного звука, а в “Shooting Star” в микс вливаются грандиозные скрипки. Лучшая вещь на альбоме – пожалуй, “Late September”, мрачноватый, почти что трип-хоповый номер с отличными клавишами, навевающий ассоциации с Morcheeba. Если смотреть на вещи снисходительно, то, вероятно, можно списать вторичность материала на тот факт, что это первый альбом дуэта. Кто знает, может, ко второй пластинке парням удастся обрести собственный голос.

Robag Whrumme
«Wuzzlebud KK»
2004, Musick Krause

За этими непроизносимыми названиями скрывается человек по имени Габор Шаблитцки. При такой концентрации причудливых словесных конструкций не грех подумать, что имеешь дело с интеллектуальной электронной музыкой, поскольку последователи именно этого стиля любят давать своим творениям такие вот сворачивающие голову и ломающие язык названия. Действительно, так и есть – стоит только поставить этот диск в проигрыватель, как из динамиков польется масса похрустывающих и похрюкивающих звучков, выстроенных в сложные ритмические конструкции. Любопытно, что товарищ Шаблитцки, судя по его альбому, хочет всего и сразу – то он копирует Aphex Twin, нанизывая мелодии из музыкальной шкатулки на замороченные ритмы (“Hugendubel”), то выводит мрачноватый эмбиент-хаус в духе ранних Orbital («Mensuro»), а то и вовсе так ловко прикидывается группой Red Snapper, что не отличишь (“K.T.B”). Однако лучше всего ему удаются элегантные эмбиентные композиции в лучших традициях Boards Of Canada – такие, как “Pelagir” и финальная “Konnek”. Поставить Robag Wruhmme на одну ступень со всеми перечисленными в тексте коллективами было бы жутким преувеличением, однако если не зацикливаться на вторичности его музыки, то этот альбом можно счесть вполне симпатичным. А можно и не счесть – никто ничего не потеряет.

Хартахана
««Метеоритмы»
2004, Torza Rec

Честно признаться, к рецензии этого диска я приступал с некоторым опасением. Оно и понятно – группа своя, красноярская, по одним улицам со мной бродит. Да и поклонников, опять же, хватает. Напишешь что-нибудь не то, так придут вечерком с топориком – и прости-прощай, карьера музыкального критика. Волновался я, однако, зря – поскольку альбом «Метеоритмы» оказался работой весьма впечатляющей. Впервые я заподозрил что-то неладное, когда, прогуливаясь по городу после первого, довольно беглого прослушивания альбома, вдруг обнаружил, что про себя напеваю песню «Города». Второе и третье прослушивание убедили – альбом действительно хороший. Ребята играют мощно и изобретательно, однако мелодичность и чувственность совершенно не теряется за этим напором. Приятно и то, что при знакомстве с «Хартаханой» в голову не приходит каких-то сравнений с зарубежными аналогами. Есть что-то от Incubus, есть что-то от Guano Apes, но никакого прямолинейного копирования, все сделано по-своему. Единственное, к чему можно (и, пожалуй, нужно) придраться, так это звук альбома. Порой ему попросту недостает сочности и насыщенности, а в подобной музыке эти характеристики чертовски важны. Впрочем, понятно, что записывайся группа в по-настоящему хорошей студии, подобных претензий никто бы не высказывал. В общем, «Хартахана» записала сильный и красивый альбом. Так держать.

Иванов-Ножиков

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31

Рекомендуем почитать